Сначала о 4K экранах в целом, затем об акустически прозрачных, а в конце несколько самых популярных мифов об экранах вообще.

Существует ли проблема экранов при проецировании изображения 4K

Ответ предельно простой – нет никаких проблем, но есть банальная особенность, на которую важно обратить внимание.

Проецируемое изображение всегда состоит из точек и при разрешении 4K они настолько малы, что любые неровности на экране выглядят как пыль на полотне и хочется её стереть. Такой эффект  особенно заметен на светлых участках изображения.

Закономерно возникает вопрос – “а о каких неровностях вообще речь, если даже дешевые полимерные клеенки для кухонных столов идеально гладкие?”

Неровности делают специально на полотнах для экранов, в которых не предусмотрено всестороннее натяжение полотна. К ним относятся обычные рулонные и электрические экраны с балластной утяжеляющей планкой, вшитой в нижнюю кромку экрана. Эти полотна делают толстыми, многослойными, с рифленой поверхностью, и все это только с одной целью, чтобы свободно висящее полотно не тянулось, не коробилось и не собиралось волнами.

Именно такие рифленые полотна любят для сравнения показывать рядом с тонким полотном, сопровождая комментарием  – “настоящий прорыв, новая эра …”. Такие высказывания являются откровенной профанацией и похожи на демонстрацию дизайна модной обуви рядом с “обычной”, роль которой исполняют болотные сапоги.

Абсолютно нет проблемы создать ровное полотно для 4K проецирования, и даже не надо его создавать, потому что они всегда существовали – это обычные экраны, конструкция которых предусматривает натяжение полотна, то есть на рамах и электрические с боковым натяжением. Для этих экранов всегда использовалась матовая тонкая растягивающаяся “пленка” (сплошной литой полимер, а не ткань, плетенная из нитей),  для которой никогда не существовало проблем с неровностями.

По большому счету никакой проблемы с обычными, не акустически прозрачными экранами, не существует, но все же дешевые и дорогие экраны различаются и очень существенно.

Они не отличаются полотном, потому что большинство производителей экранов закупают его в химических концернах и часто используется одно и тоже полотно. Разница появляется при изготовлении экранов. Во-первых, полотно проходит или не проходит тщательный контроль на качество поверхности, что для 4K проецирования очень важно. На втором этапе у полотна появляется специальная кромка, от качества создания которой критически зависит равномерное натяжение полотна. Кроме того, важно очень точно учесть дополнительное растяжение полотна в первый год эксплуатации экрана. Далее у экрана появляется рама или рулонный механизм. Здесь уже совсем не надо ничего объяснять и достаточно примера, чем ножницы за рубль отличаются от профессиональных.

На практике, попытки купить дешевый, но качественный экран для хорошего проектора, заканчиваются его многократной заменой из-за мелких дефектов, а через год выясняется, что он все-равно провис.

Есть еще один хороший и очевидный пример отличия качественных экранов от недорогих. Все, кто выбирал рулонные экраны обязательно замечали, что у дешевых экранов по мере увеличения их размеров цена растет плавно. При выборе из качественных брендов,  сразу бросается в глаза, что цена непропорционально резко подскакивает на модели с шириной полотна более 250 см. Это объясняется тем, что в больших экранах требуется значительно более жесткие корпуса, шкивы и рамы, чтобы полотно не провисало. Производители качественных экранов учитывают это, а те, кто апеллируют к низкой цене, пренебрегают этой особенностью.

Теперь об акустически прозрачных 4K экранах

Для них действительно существует проблема идеальной поверхности, потому что для пропускания звука нужны дырочки. При разрешении ниже 4K в “пленке” делают мелкие круглые отверстия, но для 4K проекции это не подходит, поэтому используют плетеное из нитей полотно, а акустическими отверстиями служат зазоры между нитями.

По известным фотографиям таких полотен можно четко утверждать, что по “гладкости” они проигрывают обычным не 4K экранам, но это лучшее, что можно придумать, если конфигурация домашнего кинотеатра обязательно предусматривает присутствие акустики за полотном экрана.

Так же уверенно можно утверждать, что акустически прозрачные экраны Stewart будут лучшими, потому что для плетеных плотен задача их правильного натяжения действительно становится научной задачей. Бездумное использование обычных приемов приведет к тому, что на части поверхности натянутые нити сблизятся и буквально захлопнут отверстия для звука. Экран в этом случае перестанет пропускать звук в перетянутых местах и его поверхность начнет вибрировать.

Подводя итог обсуждению экранов Stewart, рекомендуем их для домашних кинотеатров с проекторами высокого разрешения.

 

В продолжение к разговору о 4K-экранах добавим ответ на возможный вопрос об их необходимости при использовании проекторов с технологиями имитации 4K разрешения.

Технология увеличения разрешения методом сдвига матриц хорошо работает при демонстрации материалов с контрастными границами, то есть графических данных и текста, и в этом случае требуется качественный экран.

При демонстрации видеоизображения с плавными по контрастности границами объектов в кадре, то есть в фильмах,  достоинства технологии имитации 4K разрешения сомнительны и, по общему мнению, сильно уступают реальному 4K изображению, поэтому кажется разумным ограничиться обычными экранами.

Популярные мифы об экранах

“Черная рамка на экранах увеличивает контрастность изображения”. На самом деле, человек просто автоматически фиксирует взгляд на том, что обведено рамкой и это её главное предназначение.

“Особо контрастные экраны с серым полотном”. На самом деле, серое полотно поглощает темные оттенки и снижает яркость светлых, то есть снижает контрастность, но идеально маскирует плохую контрастность недорогих проекторов, у которых вместо черного цвета серый. Серый на сером кажется черным. Можно восхищаться этим черным, если забыть про его пропавшие темные оттенки и убитую яркость белого.

“Использование многослойных плотен для улучшения качества изображения”. Это самый молодой миф, а развеять его помогает самый древний экран. Стоит задуматься, что лист писчей бумаги – это уникальный экран, над созданием которого трудились очень долго. Он превосходно работает и с самым мощным ярким проектором (солнце), и с бледным карманным (спички, зажигалка, фонарик – у кого что в кармане). Никакой многослойности этому превосходному экрану не требуется. В проекционных экранах действительно часто используется много слоев, но кроме первого все остальные отвечают за его механические характеристики, а не оптические. Бывает конечно, что задний слой блокирует подсветку с обратной стороны экрана, и есть еще экраны с усилением, где несколько слоев отвечают за изменение угла отражения, но это уже из области компромиссов – улучшаем одно = ухудшаем другое.